Фрагмент для ознакомления
2
Изучение особенностей государственного управления применительно
к его реализации в области юстиции следует начинать с определения сущности государственного управления в целом .
Понятие государственного управления сформулировано российской и зарубежной наукой административного права. Так, Дорогокупец В.С. определяет его как «процесс … упорядочения жизнедеятельности и отношений … государства и общества, установления рациональных взаимосвязей между ними посредством применения государственной власти» ; а Лебедева Д.В. – как «целенаправленное организующее воздействие государства на общественные процессы … в целях их упорядочения … и социально-прогрессивного преобразования по заранее утвержденному плану» .
Изложенное позволяет определить соотношение между государственной политикой и государственным управлением как соотношение между статичной системой правовых, экономических, организационных и иных мер по упорядочению и регулированию общественных отношений и динамичной государственно-властной деятельностью по формированию и реализации указанной системы мер .
Содержание сферы государственного управления многозначно
и раскрывается с разных сторон в политологии, праве, экономике
и управлении. Государственное управление включает в себя все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную .
Законодательная власть определяет цели и правила, по которым должно развиваться государство, судебная власть осуществляет контроль выполнения установленных правил и обеспечивает соблюдение установленных прав и свобод, выступает арбитром в спорах юридических и физических лиц.
В англоязычной литературе для обозначения исполнительной власти применяются такие дефиниции, как public administration, public management, governance.
«Публичное управление» или «публичное администрирование» как прямые переводы public management и public administration отражают управленческую сферу, в которую входят не только государственные,
но и играющие все более важную роль негосударственные институты, системы гражданского участия, самоорганизации и саморегулирования . Перевод термина governance как «власть», «правительство» больше применительно к пониманию правительства, как органа власти, а не ко всей сфере регулирования, взаимодействия исполнительной власти и общества.
Можно рассматривать государственное управление как с точки зрения наук в области права, так и как одну из важнейших составляющих деятельности государства.
Первоначально стоит отметить, что государственное управление реализуют органы исполнительной власти, используя при этом разнообразные модели.
При осуществлении функций, возложенных на органы исполнительной власти, за ними могут быть закреплены полномочия по изданию подзаконных нормативных правовых актов, которые при этом не могут вступать в противоречие с действующим законодательством.
Органы государственной власти являются субъектами государственного управления, которое реализуется в качестве одной из форм государственной деятельности, их функции должны быть закреплены в нормативных правовых актах, в том числе с определением круга государственно-властных полномочий.
С учетом предоставленных полномочий органы исполнительной власти и их должностные лица выполняют обязанности, направленные на реализацию федерального законодательства и локальных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Например, к такого рода функциям могут быть отнесены разрешительная, регистрационная деятельность и иные исполнительные действия. В установленных порядке сотрудники органов власти наделены правом применять силу и оружие для обеспечения безопасности, совершать действия принудительного характера и др.
Принципиальным для реализации функций государственного управления является четкое структурирование системы органов государственной власти, выступающих субъектами управления, закрепление конкретных полномочий и порядка взаимодействия между ними.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации единую систему исполнительной власти в России образуют органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов .
Важнейшей задачей всех органов исполнительной власти является решение социально-экономических задач, которые должны реализовываться в интересах граждан и общества в условиях высокой оперативности и упорядоченности действий. Согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации единство указанной системы представляет собой одно из проявлений единства системы государственной власти в Российской Федерации .
Единство системы исполнительной власти (государственного управления) в Российской Федерации определяется верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
При этом федеральные суды подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям (или бездействию) исполнительных органов и должностных лиц. За органами прокуратуры закреплена основная контрольная функция, в рамках которой они осуществляют надзор за органами государственной власти, их территориальными органами в субъектах Российской Федерации, а также подразделениями.
Президент Российской Федерации осуществляет главенствующую роль при реализации полномочия федеральной государственной власти на территории всей Российской Федерации и ее субъектов, обеспечивает работу органов государственной власти в единой системе выстроенных взаимосвязей между ними.
По его решению, в случае если акты органов публичной власти субъектов Российской Федерации вступают в противоречие с федеральным законодательством, а также общепризнанными международными нормами, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие таких актов.
Соответствующее решение принимается по актам, реализация которых может повлечь нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Общий контроль за деятельностью федеральных органов государственной власти осуществляет Правительство Российской Федерации. При этом важнейшим фактором при обеспечении государственной политики является соблюдение единства системы органов исполнительной власти .
Полномочия Правительства Российской Федерации по координации и контролю за деятельностью органов власти осуществляются на всех уровнях, включая обеспечение устранение разногласий между федеральными и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе вносить предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Реализацию органами власти функций государственного управления, возможно, дифференцировать по следующим аспектам: управление в экономической сфере, в социально-культурной сфере, в административно-политической сфере.
Рассматривая государственное управление с учетом административного устройства Российской Федерации, важным аспектом является организационная система и разграничение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 45, ст. 7061).
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.09.2024) // Российская газета. – 2012. – 31 дек. – № 303.
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 20.05.2004 (в ред. от 27.03.2023 г.).
5. Указ Президента Российской Федерации № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 25.08.2010, с изм. от. 12.04.2019).
Научная литература
6. Административное право: Общая часть: учебник / К.К. Афанасьев, В.И. Ткаченко, А.С. Кравцов; ГОУ ВПО ЛНР «ЛНУ им. В. Даля». – Луганск: Изд-во ГОУ ВПО ЛНР «ЛНУ им. В. Даля», 2020. 516 с.
7. Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Д. Капитан, П. Кассиа, В. И. Лафитский [и др.]. – Москва : Издательство "Статут", 2011. – 320 с. – ISBN 978-5-8354-0768-2. – EDN RASLZD.
8. Алехин А.П. Административное право России: учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. – М.: Зерцало, 2007. – 712 с.
9. Бахрах Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. – Москва: Эксмо, 2008. – 816 с.
10. Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. - 153с.
11. Борщевский Г. А. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. // 3-е изд., 2021. 248 с.
12. Бочкарев В.И. Концептуальные основы государственно-общественного управления общим образованием / В.И. Бочкарев // Менеджмент в образовании. Изд. 2-е. - 2016. - № 1. - С. 9-18.
13. Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства. 2011. № 1. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.arteducation.ru/AE-gazine/archive/nomer-1-2011/ boyakova_07_03_2011.pdf. (Дата доступа: 03.10.2024).
14. Булетова Н.Е. Институциональные изменения системы государственного управления: основные тенденции и их отражение в административном праве России /Н.Е. Булетова //Актуальные проблемы частного и публичного права.2023. С.70.
15. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2014.
16. Васильева В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.
17. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под ред. В.А. Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2015. – 656 c.
18. Воробьева С.В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов / С.В. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 491 с
19. Габричидзе Б. Н. Административное право : учебник / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский, А. Н. Ким-Кимэн. – М., 2004.
20. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление : учебник / Н. И. Глазунова. – М.Юрист, 2004.156 с.
21. Государственная политика и управление. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления. /Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: Юрист. 2007. 256 с.
22. Государственное управление: теория, функции, механизмы: Учебное пособие / Дмитриева Н.Е., Калгин А.С., Клименко А.В., Ларионов А.В., Минченко О.С., Попова Е.П. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022, С. 6
23. Гусаров В.И. К вопросу о готовности руководителей общеобразовательных учреждений к делегированию управленческих полномочий органам общественного участия / В.И. Гусаров // Творческая педагогика. - 2017. - № 3. - C. 97-105.
24. Дигилина О.Б., Лебедева Д.В. Финансирование научных исследований и разработок: состояние и предложения // Инновации и инвестиции. 2021. № 1. С. 7.
25. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / Т.И. Оверчук. М.: Изд-во "ГНОМ и Д", 2009.
26. Жуков В.И. Российское образование. Проблемы и перспективы развития. — М.: изд-во МГСУ, 1998.- 327 с.
27. Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплоченность российского общества в условиях глобального кризиса // Человеческий капитал. 2009. №3.
28. Казенко Е.В. Теория деятельности — основание реализации новых ФГОСов дошкольного образования // Челябинский гуманитарий, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-deyatelnosti-osnovanie-realizatsii-novyh-fgosov-doshkolnogo-obrazovaniya. (Дата обращения: 03.10.2024)
29. Карапетян, Г.Т. Национальный проект как форма государственного управления /Г.Т. Карапетян //Трибуна ученого. 2023. №1. С.130.
30. Комплексное описание модели как составляющей потенциала системы планирования. Балашова И.В., Гиязов А.А., Глущенко В.В., Каспарьян А.Р. Сфера услуг: инновации и качество. 2019. № 40. С. 4-13.
31. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история. М: Изд-во УРАО, 2003. – С. 78
32. Кобзарь-Фролова М. Н. Государственное управление и публичное управление: соотношение понятий, связь с административным правом // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ЭКОНОМИКА и ПРАВО. -2023. -№05. -С. 106.
33. Курочкина А.Ю. Управление качеством услуг: учебник и практикум для вузов / А.Ю. Курочкина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 172 с.
34. Найбауэр А.В. Итоги переходного периода введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: насущные проблемы и возможные решения / А.В. Найбауэр // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. №. 1 (63). 72 с.
35. О дефиниции понятий "Образование", "Образовательная деятельность", "Образовательная услуга" / В.С. Степанова, И.Б. Миронова // Гуманизация образования, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-definitsii-ponyatiy-obrazovanie-obrazovatelnaya-deyatelnost-obrazovatelnaya-usluga.(Дата обращения: 03.10.2024).
36. Основные проблемы и барьеры успешного применения частногосударственного партнерства в Российской Федерации. Балашова И.В., Приходько К.С. Сфера услуг: инновации и качество. 2019. № 45. С. 4-13.
37. Пипия Л.К., Дорогокупец В.С. Наука и инновации в цифровую эпоху // Наука за рубежом. 2020. № 94. С. 1.
38. Примерная образовательная программа дошкольного образования "Детство" / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2014.
39. Расколова О. Актуальные проблемы образования: международный образовательный портал [Электронный ресурс] – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-aktualnye-problemy-doshkolnogoobrazovanija.html (дата обращения: 04.10.2024).
40. Россинский Б.В. Исполнительная власть и государственное управление / Б.В. Россинский // Lex Russica. – 2018. - №7 (140). – С. 24-36.
41. Семенова Н.А. Метод наблюдения за младенцами как форма изучения психологического развития в раннем возрасте // Молодой ученый. 2016. №7.6. С. 207-209. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27830. (Дата обращения: 04.10.2024)
42. Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 11, ст. 945.
43. Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 21, ст. 2023.
44. Солодова Е.П., Лазарев В.Н. Проектный подход к управлению инновационной деятельностью в промышленности // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12. № 1. С. 51.
45. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 2. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов. - М., НОРМА – ИНФРА - М, 2002. - 600 с.
46. Терещенкова Е.В., Романова Л.Н., Харина Е.В. Современная социально-культурная инноватика в образовании // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2016. - № 1(7). - С.14
47. Тищенко Е.В. Управление качеством отечественного образования в средних профессиональных учреждениях в начале ХХ века // Качество обучения как проблема контроля и оценки образовательной деятельности учебного заведения: материалы Республиканской научно-практической конференции, Луганск, 5 декабря 2017. – Луганск : Книта, 2018. – С. 68-69.
48. Трифонова К. В. Система органов исполнительной власти в сфере миграции: актуальные проблемы и пути решения / К. В. Трифонова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. -Юридические науки. 2021. №4. С. 89-97.
49. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. Под ред. Тихонова А.Н. М., 2006.
50. Федосеева Л.А. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/ 2020/01/91085 (дата обращения: 03.10.2024).
51. Чазова И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4 (70).
52. Шахмалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. М.: Экономика, 2015. С.15
53. Шевченко А.И. Проектирование дисциплинарного образовательного пространства в вузе и методика его освоения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004. - С. 25
54. Шпак А.С., Беляков С.А. Зарубежный опыт государственного управления исследованиями и разработками // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 9-1. С. 124-130.